ТАТЕБАНА
ТАТЕБАНА
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. С течением времени цветы в композициях татебана постепенно приобретали самостоятельное значение, никак не связанное с религиозным изображением. Цветы ставились для того, чтобы ими можно было просто любоваться. Постепенно композиция татебана превращалась в композицию под названием рикка
РИККА
РИККА
Классическая композиция рикка воплощала в себе могущественную красоту природы, в которой отдельные ее элементы символизировали горные вершины и холмы, реки и водопады, горные селения и крупные поселки. Всего это стиль включает в себя 9 основных элементов. Тот или иной элемент рикка мог быть выполнен только из определенного материала, который должен четко соответствовать времени года и имел в композиции свое, точно определенное только для него место расположения. Помимо этого, горный ландшафт композиции рикка был как бы разделен на две части — солнечную «янь» и теневую «инь», что, в свою очередь, также оказывало влияние на выбор растительного материала для элементов, располагающихся в «инь» или «янь» частях рикка. Основополагающие элементы могли иметь помощников, которые также занимали в работе свое определенное место. Следовательно, традиционная рикка представляла собой очень хорошо сбалансированную, сложную и объемную композицию, имеющую, из-за особого расположения и наклона растительного материала, значительную глубину.
В современном дизайне стиль рикка, уходящий своими корнями в средневековую историю Японии, нашел для своего выражения более актуальные формы. Современная рикка допускает более широкое использование разнообразных цветов, листьев и трав. Форма и размеры композиции, а также число элементов может варьироваться в зависимости от желания автора, создающего ее. Зачастую в эффектных и необычных работах современной рикка можно с большим трудом угадать внешнее сходство с монументальными традиционными композициями рикка. И все-таки, мастера икебана знают, насколько тесно эти различные стили рикка связаны со своими древними традициями.



Яркое выражение качеств в стиле рикка симпутай достигается эффектным комбинированием самого разнообразного материала. Это может быть как традиционный японский материал, так и европейский. В данном случае главенствует принцип — «единство старого и нового», в результате чего в одной композиции могут встречаться одновременно весенние цветы и ветки с разноцветными осенними листьями, сухие листья и цветущие ветки. Подобно самой природе, в которой самые разные растения ищут гармонии с окружающим миром, в стиле рикка симпутай зачастую подчеркивается пульсация сильного и слабого элемента композиции. Так, сила и энергетика крупных листьев и цветов особенно ярко ощущается, когда рядом с ними в композиции появляются тонкие, изящные травинки и колоски — как бы в противовес.
ТЯБАНА
ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.



СЕКА СЕФУТАЙ и СЕКА СИМПУТАЙ
РАННЕЕ НАГЭИРЭ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства икебана.
СЕКА СЕФУТАЙ
Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.
Как вы уже поняли, мастера икебана не стараются сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.
В композициях сека отражается взаимодействие трех основополагающих элементов вселенной: небо—человек—земля. А растения, которые являются их воплощением, соответственно, называются син-соэ-тай и располагаются в композиции в соотношении 7:5:3 (большое – среднее – малое).
По восточной философии, суть всего существующего в мире заключается во взаимодействии двух начал: темного «инь» и светлого «янь» — это и нашло свое отражение в композициях стиля сека. К примеру, элемент соэ (человек) обращен к свету, тай (земля) располагается в затененной части композиции, син (небо) обладает свойствами «инь» и «янь» одновременно.
В композициях сека растения единым стволом поднимаются над поверхностью воды. Место такого выхода ствола из воды называют мицугива в композиции ему придается очень большое значение. Участок ствола приблизительно в 10 см от поверхности воды освобождают от веток, цветов, листьев, он должен выглядеть ровным, стройным и изящным. По правилам этого стиля, в композиции можно использовать только три вида различных материалов.
Также большое значение имеет выбор вазы, так как, помимо роли сосуда с водой, она еще призвана символизировать основу, дающую растению жизнь. Собственно, вазой определяется выбор природного материала, а материал, в свою очередь, должен соответствовать вазе. Такое соответствие определяется тем настроением, которое своей работой хотел бы выразить создатель композиции.
Выразить свое настроение можно путем создания композиции в одной из трех возможных форм син, ге или со.
Син. Сдержанная, строгая форма, с прямыми, неразветвленными растениями, которые стремятся к вертикальному росту. В этих композициях используются прямые вазы с нешироким отверстием.
Ге. Данная форма создает впечатление легкого движения и покачивания растения на ветру. Используются ветки и цветы, отличающиеся изящными изгибами и разветвлениями, выбираются различные вазы с широким отверстием, бамбуковые двухуровневые вазы, широкие низкие вазы, применяющиеся в двойных композициях, в которых подчеркивается особая красота водной поверхности.
Со. Подразумевает свободную, эмоциональную форму композиций. Используемые растения должны обладать энергичными изгибами и каскадными ветками. Эти композиции можно ставить в вазах свободной формы, а также и в подвесные вазы, среди которых своей изящной формой выделяются вазы, имеющие форму луны, лодки. Допустим, если мы композицию икебана условно сравним с музыкальным произведением, где понятия линия – форма – поверхность – цвет являлись бы нотами, то композиции в стиле син были бы сродни произведениям Бетховена, в стиле ге — для Брамса, для Моцарта ближе всего стиль со.



СЕКА СИМПУТАЙ
Симпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.
Современные технологии выращивания цветов позволяют без особых проблем найти в цветочных магазинах самые разнообразные «внесезонные» цветы: розы, лилии, гвоздики, ирисы и. т. д., которые, в свою очередь, также должны уметь находить «общий язык» в композициях икебана.



В итоге появившийся новый стиль одновременно тесно связан своими корнями с секой, и в тоже время стиль как бы утверждает принцип: «настоящее — это реально существующее», создает совершенно новые формы, адаптированные к современной жизни.
Сека симпутай включает в себя всего два основных элемента: «Сю» и «Е», которые также как и в классической сека, выходят единым стволом из воды и место этого выхода — мицугива, очень важно для передачи ощущения роста растения из земли. «Сю» является главным элементом, своеобразным акцентом всей работы в целом, «Е» - дополняет его свойства. Как водится, в комбинации этих двух элементов обязательно должно найти свое отражение взаимодействие «инь» и «янь».
Порой, для передачи ритма жизни растений двух элементов (их формы, цвета) бывает недостаточно — в этом случае ставится еще один помощник — «Асираи». К примеру, таким помощником можно внести в работу оттенок времени года, контраста по цвету, форме и размеру растений.
Благодаря живым и ярким композициям симпутай, сочетающих и противопоставляющих различные свойства растительного материала (широкое — узкое, высокое — низкое, яркое — блеклое, прямое — извилистое, и. т. п.), зритель открывает для себя и новую эстетическую пропорцию, отличную от классической пропорции 3 – 5 – 7. В целом эстетическая пропорция симпутай многогранна и связана как с вазой, так и с базовыми элементами «Сю» и «Е»: формой и размером листьев, их размерами, направлением роста веток и их причудливыми изгибами.
Основная цель композиций в стиле сека симпутай — это показать живой ритм современной жизни, в которой все связано нитями взаимной необходимости.
МОРИБАНА И НАГЭИРЭ
МОРИБАНА И НАГЭИРЭ
Стили морибана и нагэирэ сформировались из классических стилей икебана под влиянием западной культуры, и в результате предоставляют большую свободу дизайнеру в выборе растительного материала.
Морибана
Для композиций морибана актуально использование низких широких вазах круглой, овальной, квадратной формы, которые крепятся при помощи специального металлического крепления — кензана, в такие вазы и ставятся растения.
В композициях нагэирэ используются высокие, цилиндрические вазы, а растения крепятся с помощью различных приспособлений — расщепленных веток, крестовины и т. п.
В работах нагэирэ подчеркивается красота линий, а в композициях морибана, напротив, делается акцент на объем, цвет и массу используемых растений.
Эти композиции создаются в результате взаимодействия трех элементов: син (большое), соэ (среднее), тай (малое). Названия этих элементов напоминают аналоги в традиционной сека, однако формы морибана и нагэирэ достаточно сильно с ней разнятся.
По тому, какой именно природы используемый материал, композиции морибана и нагэирэ можно разделить на три типа.
Прямостоящий. Для композиций такого типа выбираются ветки, травы, цветы, которые имеют в природе стремление к вертикальному росту — это прежде всего бамбук, гладиолусы, ирисы, нарциссы. Основной, самый высокий элемент син ставится практически вертикально, при этом его верхушка отклоняется в сторону не более чем на 30 градусов от вертикали, мысленно проведенной из точки выхода син на кензане. Что же касается двух других элементов — соэ и тай, то они ставятся в зависимости от син с учетом общего баланса и гармонии композиции.




Наклонный. Для этого типа оптимально подойдут ветки и цветы, имеющие изящные изгибы. В этом случае, верхушке основного элемента син допустимо отклоняться на угол более 30 градусов, что производит впечатление растения, склоненного порывом ветра. В свою очередь, соэ и тай, как бы подхватывают это движение син, а все элементы вместе создают живую природную картину.





Нагэирэ
Каскадный. В композициях данного стиля акцент делается на эффектный изгиб основного элемента син — выходя из вазы, он должен каскадно спадать вниз таким образом, чтобы его верхушка опускалась ниже уровня вазы, а кончик при этом всегда смотрел бы вверх, на солнце. Соэ и тай могут быть немного меньше обычного размера и, таким образом, уравновешивают син. Подобные композиции хорошо размещать где-нибудь на возвышенном месте — полке либо специальной подставке для вазы.





СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ / ДЗИЮКА
СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Свободный стиль появился в начале XX века и наиболее адекватно соответствовал современной жизни. Внутренний мир растений в этом стиле выражается посредством свободной комбинации цвета, линии, массы, поверхности растений, в соответствии с идеей создателя. Свободный стиль допускает
использование материалов и нерастительного происхождения, таких как, например, стекло, проволока, металл, пластик и др., играя в композиции вспомогательную роль.





Наслаждение для глаз
Многие фотографии взяты со странички baibikov.livejournal.com/, а так же материалы с сайтов ikebana-ikenobo.ru/ и df-floristika.ru/
@темы: икебана, примеры стиля Сека Сефутай?, примеры стиля Татебана" примеры стиля Рикка, примеры стиля Тябана, стили икебаны, школа Икэнобо